|
Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Село Введенщина.
Соприкосновение с таинством прошлых веков, запечатлённых и бережно хранящихся не только в старинных свитках, но, самое главное, в душе и сердце коренных сибиряков - наших отцов и дедов, изучение легенд и преданий о первых русских поселенцах, казаках и крестьянах-землепашцах, передающихся из поколения в поколение - важный шаг в сохранении историко-культурного наследия Прибайкалья.
На протяжении всего времени история старинных сёл современного Шелеховского района оставалась малоизученной и разрозненной. В настоящее время назрела необходимость в составлении полного и всестороннего историко-статического описания становления и развития сёл и деревень нашего района -Введенщины, Баклашей, Мот, Шаманки, Олхи, Большого Луга, Подкаменной, в возрождении национальных традиций и сохранении памятников старины.
Один из наиболее актуальных вопросов исследования - историко-архитектуное описание культовых памятников. Цели данной работы:
Отражение роли церкви в воспитании духовности и христианской культуры среди населения Сибири и в освоении новых земель.
Обоснование основного положения церкви как памятника истории и архитектуры. Перспективность данной научно-исследовательской работы заключается в том, что раскрытие важных исторических аспектов даётся на основе обширной источниковой базы - архивных материалов, фотодокументов, воспоминаний старожилов. Многие документы впервые вводятся в научный оборот и получают своё второе рождение.
Литература по истории Сибири столь значительна, что позволяет рассматривать район в контексте освоения всего Прибайкалья. И всё же среди опубликованного материала отмечается недостаточность в исторических фактах.
Научный интерес представляют публикации, дающие характеристику форм и путей колонизации Сибири. Среди них работа И. И. Серебренникова "Покорение и первоначальное заселение Иркутской губернии", "Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской епархий", "Письма о Восточной Сибири" Алексея Мартоса, изданные в 1827 году. История православной церкви в Сибири и Иркутской епархии запечатлена в работах как историков XIX века (А. А. Ионин "Новые данные по истории восточной Сибири"), так и в современных публикациях (О. Е. Наумова "Иркутская епархия. XVIII - первая половина XIX вв."). Особую ценность представляет сборник тезисов и докладов научной конференции "Исторические судьбы православия в Сибири", посвящённой 200-летию со дня рождения митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) и 270-летия основания Иркутской епархии.
В основу работы вошли неопубликованные документы и материалы Государственного архива Иркутской области.
В Фонде Иркутского Вознесенского мужского монастыря хранятся дела, отражающие взаимодействие и влияние его на исконно монастырские земли и крестьянское население. Коллекция Клировых ведомостей фонда Иркутской духовной консистории отражает основные вехи строительства и ремонта церквей, данные о священнослужителях и их наставнической деятельности, установление количества прихожан и немаловажные исторические факты. Материалы фонда 56 посвящены Введенскому приходу. Документы послереволюционного периода отражают политику правительства, направленную на отделение церкви от государства и на закрытие приходов.
В 1997 году исполнилось 270 лет со дня основания Иркутской епархии, являющейся важной вехой в истории становления и укрепления православия на сибирской земле. Церковь на протяжении многих лет, особенно в Сибири, имела огромное значение в хозяйственной и культурной жизни села. Освоение сибирских просторов шло поступательно. Вслед за отрядами казаков, промышлявшими "мягкую рухлядь", в Сибирь пришло православие, прочно утвердившееся на новых землях. Облик Святого Николая на походных иконах как символ путешественников и землепроходцев сопровождал промышленных людей в трудных переходах по неизвестным землям, где в острогах и поселениях они строили церкви и основывали монастыри.
Огромную роль в освоении сурового сибирского края, распространении православной веры среди инородцев сыграл Иркутский Вознесенский мужской монастырь, основанный в 1672 году старцем Герасимом.
В 1688 году Вознесенский монастырь получил царскую грамоту на приобретение плодородных земель по рекам Иркуту и Белой, удобных для хлебопашества и сенокошения. На этих землях монастырь основывает земледельческие поселения - Баклашинскую деревню и Введенскую слободу, положившие начало широкому освоению долин рек. На новых землях селились монастырские крестьяне "для пашни" - в 1755 году их насчитывалось в Введенской слободе обоего пола около 200 человек и в Баклашинской деревне - около 70; вольные "гулящие" люди, ссыльнопоселенцы. Известно, что в 30-х годах XVIII века в Введенской слободе на Иркуте жил на поселении монах Аврамий "со товарищем".
Основное место в хозяйственном взаимоотношении монастыря с крестьянами имело земледелие и скотоводство. Крестьяне обрабатывали монастырскую пашню, где возделывали в основном рожь, а также овёс, ячмень, коноплю. По р. Иркуту за Вознесенским монастырём состояло только в оброк 20 десятин сенных покосов. Приходилось крестьянам и выполнять монастырские послушания - печение хлебов, исполнение поварских обязанностей и других работ, для чего выбирали людей "добрых, крепких, здоровых, непрестарелых и немаломощных, непьяниц", а ежели за ними будет какой недостаток или утеря, то "повинны выборщики за них платить безотрицательно". Помимо этого крестьяне обязаны были поставлять монастырю разные припасы (сено, дрова, яйца, масло, лошадей с подводами). Кроме использования труда монастырских крестьян и наёмных работников, хозяйство монастыря опиралось на систему вкладчиков. Существовало две категории вкладчиков - богатые и бедные. Состоятельные вкладчики передавали монастырям в качестве вкладов землю, деньги, меха, хлеб, драгоценности, скот и т.д. Вклады вносились как оплата права погребения в монастыре и занесения в его поминальную книгу. Резко отличались от богатых вкладчиков вкладчики, отрабатывающие вклады своим личным трудом. По существу, для этой категории вкладничество представляло собой специфическую форму добровольного превращения пришлых "гулящих" людей в феодально-зависимое население монастыря. Известны были в XVIII веке в Баклашах и Введенской слободе посельные вкладчики: Иван Куликалов, на монастырском казённом дворе - посевной Фёдор Тунцов, Калина Нечаев, засыпщик Андрей Лиханов и нарядчик Артемий Жевлов. В 1764 году, после секуляризации монастырских и церковных земель, монастырские крестьяне стали называться экономическими, т.е. государственными. Однако сохранилась тесная взаимосвязь сибирского населения с церковью, выраженная в хозяйственном отношении - поставкою по договорённости леса, извести и других материалов и содержанием причта; в культурном - проповедническая деятельность священнослужителей как единственный проводник грамотности в многолюдном приходе.
Существенное влияние на все сферы жизни местного населения оказала церковь Верх-Иркутской слободы (Введенщины), ставшая центром всего прихода, состоящего из более 2000 прихожан сёл и деревень - Введенщины, Баклашей, Олхи, Мот и Савватеевки.
Жители этих мест собирались в приходской церкви по большим престольным праздникам. Для осуществления повседневных духовных треб и селениях имелись часовни: в Савватеевке, Олхе, Мотах. В последнем имела звучное название - в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. По мере увеличения числа прихожан возникла необходимость в строительстве приписных храмов в селениях. В 1883 году в Олхе была построена церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая.
Самым первым культовым учреждением на вновь основанных землях Вознесенского мужского монастыря стала церковь в селе Введенщина, построенная во второй половине XVII века и названная в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как и большинство сельских церквей, была деревянной и одноэтажной. В 1775 году был достроен второй престол и освещён во имя Святых апостолов Петра и Павла. Однако пожары, бушевавшие ежегодно, не щадили ни жилых домов, ни лесных угодьев, ни церквей. Так в 1788 году по неизвестной причине здание Введенской церкви сгорело.
Настоятели монастыря, озабоченные судьбой прихожан, обратились в епархию с просьбой о строительстве новой церкви. 26 июня 1788 года была выдана грамота от епископа Иркутского и Нерченского Михаила Миткевича на заложение церкви в Верх-Иркутской слободе на место прежней. В Клировых ведомостях отмечается, что церковь строена на средства прихожан и "добротных дателей граждан города Иркутска".
В 1789 году был построен нижний этаж, а в 1769 году - верхний. В церкви было два престола. Нижний был освещён 24 января 1797 года во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и был отапливаемым, а верхний - 29 июня того же года во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла, холодный.
К сожалению, фотографических изображений внешнего и внутреннего вида Введенской церкви пока не обнаружено. В работе церковь воссоздана по материалам, собранным Кузаковой С.П. из воспоминаний жительниц села Евдокии Степановны Васильевой и Марии Павловны Блиновой.
Они вспоминают: "Церковь была деревянной, двухэтажной, имела вытянутую форму и должна была представлять собой корабль, на котором люди уплывут в "царствие небесное". Здание стояло вдоль улицы, но не прямо, а было повёрнуто на восток. Сверху было покрашено коричневой краской. Крыша была железная, крашенная зелёной краской, с золочёными куполами. Здание прослужило достаточно долго - около двухсот лет".
По воспоминаниям восстановлен в общих чертах интерьер нижнего этажа: "В церкви была широкая двухстворчатая дверь, которая вела в притвор или на паперть. Справа находился вход на колокольню, куда вела винтовая лестница. Слева - дверь в келью. В начале это было хозяйственное помещение, в котором стояла русская печь, стол, кровать и утварь, имелось одно окно. Позднее, когда священника выселили из дома, ему некоторое время пришлось жить там. Здесь же проживали и псаломщики, когда у них не было своего дома.
Затем такие же широкие двухстворчатые двери вели в среднюю часть помещения. Слева и справа от двери стояли длинные скамейки. Потолок и стены были покрашены белой краской. Потолок подпирали четыре колонны, круглые, крашенные под дуб. Справа стояло два стола, где устанавливались витрины с выпуклыми круглыми стёклами. В них выставлялись свечи, крестики, иконки и другие вещи, которыми торговали в церкви. Примерно напротив этих столов во время праздничного богослужения устанавливалась гробница, которую выкатывали из боковой двери алтаря.
Перед алтарём с двух сторон располагался клирос. Там стояли певчие церковного хора, состоящего из числа прихожан и школьников, отличившихся на уроках пения.
Затем ступенька вела вверх, в алтарь. Его закрывали трое ворот: широкие резные - "царские" и две двери по бокам. По словам женщин, в церкви был великолепный иконостас. Когда церковь отделили от государства и стали разграблять её достояния, то один житель Введенщины по фамилии Блинов решил построить из икон себе новый туалет. По случайному совпадению или нет, он вскоре погиб. Сам алтарь, конечно же, в разорённом виде жителям села удалось увидеть только после того, как в этом здании устроили клуб. Сцену поставили на том месте, где был алтарь. Что находилось внутри этого помещения, сейчас пока сказать никто не может. Известно только, что помещение было богато украшено иконами, которые располагались ярусом над окнами, а куполообразный потолок был расписан библейскими сценами, изображающими летающих ангелов.
О втором престоле пока ничего нельзя сказать из-за недостатка сведений. Известно одно - богослужения там проходили очень редко.
Возле церкви земля была занята под кладбище. Там хоронили особо знатных людей и представителей духовного звания. Причём на могилах не устанавливали крестов, а только надгробные каменные плиты. Всех остальных жителей Введенщины хоронили на сельском кладбище. Там был и небольшой домик с ледником, который выполнял функции морга. В нём хранили тела умерших людей, смерть которых была связана с таинственными обстоятельствами, требовавшими расследования и полицейского вмешательства".
В течение всего времени церковное здание, благодаря деяниям священнослужителей и усердия прихожан, обновлялось. Так в 1846 году была окрашена церковная крыша на средства иркутского купца I гильдии Кузнецова. В середине XIX века была построена деревянная колокольня усердием отставного есаула иркутского казачьего полка Тюменцева. Крыша на куполе и колокольне сделана была из железа, окрашена зелёной краской усердием отставного урядника того же полка Тихона Плотникова.
В обустройстве храма большую роль сыграли наиболее видные священнослужители.
В 1881 году радением священника Стефана Благообразова Введенская церковь подверглась наружному и внутреннему ремонту. "Вокруг основания были подведены новые брёвна, стены снаружи обшиты новым тёсом и покрашены. Внутри помещение было обклеено обоями и выкрашено". Престол вновь был освещён 5 октября того же года Его Высокопреосвященным Вениамином архиепископом Иркутским и Нерченским.
В 1887 году во главе Введенского прихода встал священник Иоанн Иоаннович Соколов, отличившийся к этому времени в миссионерской службе, за что награждён был набедренником. В его бытность были открыты в 1891 году церковно-приходская школа в Введенском селении и школа грамотности в Олхе. В 1894 году при его непосредственном участии был произведён наружный ремонт храма.
Церковь имела свои капиталы, жертвованные прихожанам и иркутскими купцами. В 1847 году было пожертвовано по 25 рублей крестьянином Олхи Леонтием Головачёвым и крестьянином Одинского селения (Савватеевка) Иннокентием Савватеевым. Крупные пожертвования иркутских купцов были вложены на проценты в банк Елизаветы Медведниковой: "300 рублей пожертвованы иркутским купцом Иваном Михайловичем Лаврентьевым и Почётными гражданами Иркутска Пелагеей Семёновой и Поранрием Михайловичем Лаврентьевыми. 100 рублей пожертвованы на вечное время купеческою вдовою Афанасеею Гавриловной Малых".
Оплата священнослужителям производилась из казны и от прихожан хлебной ругой. Имела церковь и свои земельные угодья: 5 десятин усадебной, 29 ? луговой земли.
После установления советской власти в нашем районе, в 1935 году, службу в Введенской церкви запретили, а здание закрыли "на предмет сноса". Помещение церкви использовалось в качестве клуба, а затем было разрушено.
Из брёвен построили колхозный амбар, который существует и ныне.
|
|
|