Новости
Шелехов ТВ
Афиша
Спорт
Кратко о городе
Фотогалерея
Как отдохнуть?
Справочник
Форум
Объявления
Ссылки

Кругобайкальский тракт.

Где нет дорог, там нет и жизни - эта закономерность была выявлена давно. Первые транспортные направления и пути выбирались и прокладывались шедшими для освоения Сибири казаками. Возведение ими по берегам рек охранные крепости - остроги, а позднее возникавшие вокруг них поселения требовали не только водных путей, но и дорог по суше.
В первые годы освоения Сибири прокладкой путей занимались атаманы, сотники и воеводы. С образованием на территории Сибири и Дальнего Востока губерний, областей, городов дороги приобретают важнейшее значение для доставки почты, пассажиров, товаров. Дороги нужны были развивающимся рудникам, заводам, фабрикам и промыслам. Без дорог невозможен был товарообмен и дальнейшее развитие производств. Развитие торговли с Китаем выводило потребность строительства дорог в общегосударственную.
Исключительно важное значение для Сибири имел главный Сибирский почтовый тракт, решение о строительстве которого было принято на основании Указа Сената 16 марта 1733 года "О проведении самого длинного тракта в мире", соединившего не только европейскую часть России, но и всю Европу с Азией и Китаем. За многовековую историю он носил название Главного, Большого, Сибирского и Московского тракта. Главный Сибирский тракт заканчивался в Иркутске.
Установление более совершенного сообщения с Забайкальем было жизненно важно для развития края. Летом и зимой связь осуществлялась через Байкал, но осенью и весной она была крайне не устойчива, а то и просто прекращалась.
Судоходство также не гарантировало удобного и безопасного сообщения по озеру. Редкий год обходилось без гибели судов и грузов. В 1781 году в правительстве обсуждался вопрос о прокладке новых путей вокруг Байкала.
В течение 80-90-х годов велись поиски более удобной трассы. Наконец, в 1796 году начались работы по строительству Кругоморского (Кругобайкальского) тракта. Для этих целей выделялось до 22 тыс. рублей в год. Руководил строительством землемер Дедов. На строительстве тракта работало до 200 ссыльных.
Начинался тракт от Иркутска. Реку Ангару переезжали на баркасе у Троицкого переезда около Троицкой церкви (планетарий).
Кругобайкальский тракт прошёл вдоль р. Иркут через наиболее обжитые селения Смоленское, Введенское, Мотское и тайгой через прибайкальские горы к южному побережью Байкала у села Култушное. От него дорога поворачивала на юг в Монголию.
Уже в конце 1801 г. по новой дороге прошли первые обозы.
"15 декабря 1823 года от Иркутска до Култука считают 93 версты. Перемена первых лошадей в слободке Введенщине за 25 вёрст от города. Затем Мотское, далее через 20 вёрст-Кругосланское. Потом идут до Култука" - писал путешественник Алексей Матрос. "До Култука добирались трудно. Ямщики не соглашаются брать. Дорога гористая, трудная. Лишь написав, квитанцию на почтовых лошадях добрался я до Введенщины" - пишет Вагин в путевых заметках "С берегов Байкала". И далее "почтовые лошади содержатся очень дорого по 1280 рублей за пару, на ближние станции по 450-480 рублей".
За содержание тракта отвечало общество крестьян притрактовых сёл. Необходимый ремонт тракта спешили сделать до начала пахоты. Ранней весной исправляли гати на болотах, ремонтировали или строили новые мосты, копали и подвозили грунт для засыпки колдобин. Заболоченные участки укладывали хворостом, на него кидали землю и, как слоёный пирог, в несколько пластов поднимали низкие места дороги.
В 1803 году Сенатом принимается постановление "О лучшем и удобнейшем устройстве сухопутной дороги вокруг Байкала". Началом этой дороги была использована существующая - от Иркутска до Култука, а далее предстояло построить участок от селения Култукское до Посольского монастыря протяжённостью 211 вёрст. Строительство этого участка началось в 1861 году.
Дорога прокладывалась в основном берегом, чтобы преодолеть скальные прижимы, поворачивала в распадки, а затем склонами поднималась наверх, огибала горные выступы, спускалась снова к берегу. П. А. Кропоткин писал: "Ущелья и потоки на каждом шагу пересекают дорогу. Двенадцать вёрст перевала через Хамар-Дабан заняли у меня семнадцать часов. Лошади постоянно проваливались в рыхлый снег и погружались вместе с всадниками в ледяные потоки, текущие под снежный покров". Одновременно с дорогой строились помещения 12 почтовых станций. В 1862 г. приступили к строительству Мотской почтовой станции. Работами на этих участках тракта руководила земская полиция Иркутского округа, так как они выполнялись население округа за счёт натуральной трудовой повинности.
Случались непредвиденные повреждения Кругобайкальского тракта.
Летом 1883 года большим наводнением на реке Иркуте значительно разрушился участок тракта между сёлами Смоленщиной и Введенщиной. Были уничтожены почти полностью 15 вёрст полотна дороги рядом с рекой, размыты мосты и трубы. Разрушения были настолько велики, что не было смысла ремонтировать этот участок дороги. Встал вопрос о выносе его на незатопляемую территорию. Новая почтовая дорога прошла по существующей просёлочной дороге минуя Смоленское и Введенское селения, выводя её прямо на Мотскую станцию.
Первую станцию о Иркутска, взамен существующей Введенской, рекомендовалось открыть в селении Олхинском. Новая дорога сокращала расстояние между Иркутском и Мотскою станцией на 7 вёрст. От Иркутска до Олхинской станции было 18 вёрст, а от Олхинской до Мотской - 19 вёрст. Это исключало разрушение дороги водами Иркута, и дорога пролегала по твёрдому каменистому грунту. От Олхинской до Мотской станции дорога была просёлочной. Она шла по удобным грунтам, песок и гравий находились рядом, крестьянские пашни и выгоны не затрагивались. Дорога была удобна ещё и тем, что находилась рядом с рекой Иркутом и можно было плодотворно использовать натуральную повинность населения иркутского округа. Эта дорога устраивала и почтовое ведомство Восточной Сибири.
Однако новая дорога использовалась недолго, так как давно сложившийся путь проходил через три населённых пункта, а новое направление лишало население хорошо отлаженных транспортных связей. Тракт вдоль Иркута постепенно был восстановлен с участием населения. Главная дорога спрямилась, минуя Олху полем, выходя на старую за Введенщиной.
Строительство участка Восточно-Сибирской железной дороги в XX веке значительно ускорило и облегчило грузо- и пассажироперевозки, но не уменьшило значение Кругобайкальского (Култукского) тракта.
В настоящее время старый участок Кругобайкальского тракта активно используется для транспортного сообщения жителями гг. Иркутска, Шелехова, сёл Смоленщины, Баклашей, Введенщины. По тракту проходит маршрут междугороднего пассажирского автобуса Иркутск-Введенщина, далее через посёлок Чистые Ключи дорога выходит на Култукский тракт, который является транспортной артерией значения.



Автор: Рецлав Е. ЦДЮТ Руководитель Волкова Н. И.



Hosted by uCoz