|
Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского в селе Олха.
Село Олха принажлежало приходу Верх-Иркутской Введенской церкви, где совершались основные праздничные богослужения и жители деревни в эти дни совершали путешествие на расстояние в 12 вёрст. Для исполнения ежедневных духовных треб и молитвенных дел в селении имелась часовня, холодная и без алтаря.
В XVIII - XIX веках Олха - это большое дворовое село, где проживало треть населения всего прихода. Так в 1881 году село состояло из 120 дворов - крестьянских, военных казаков и поселенцев.
В 1875 году приход Введенской церкви возглавил священник Стефан Благообразов, существенно отличавшийся от своих предшественников радением в пользу духовных дел. Так в 1869 году Преосвященным Дионисием епископом Якутским "за примерное прохождение" своей обязанности и честное поведение награждён набедренником. За сбор денег на якутское Духовное училище удостоен благословения Святейшего Синода. В 1875 году Высокопреосвященным Вениамином Стефану Благообразову была объявлена "искренняя благодарность за устройство храма Иоанна Предтечи в селе Буретском". Именно ему принадлежит заслуга в инициативе строительства православного храма в селении Олхинском, дабы усилить духовное влияние и просветительскую деятельность среди неграмотного населения, страдающего общими пороками.
20 февраля 1881 года Стефан Благообразов обратился с прошением от крестьян села Олхи к архиепископу Иркутскому и Нерченскому Вениамину о построении церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского "вместо малопоместительной и ветхой часовни".
Церковь была строена на деньги прихожан, арендаторов Олхинских известковых гор, иркутских граждан Ивана Петровича Баженова, Гавриила Иннокентьевича Могилёва и других "добротных дателей граждан города Иркутска". Крестьяне Олхинского селения принимали участие в строительстве церкви, доставляли лес для устройства церковного здания, колокольни и ограды. Известно, что когда было построено более половины здания, арендаторы отказали в деньгах и была выдана "сборная книга", на основании которой проводился сбор денежных средств для завершения строительства.
23 октября 1883 года церковь была освещена архиепископом Иркутским и Нерченским Вениамином. Здание было одноэтажным, с деревянной колокольней, обнесено деревянною оградою с воротами.
До сих пор старожилы села вспоминают о богатом убранстве церкви, о золочёных "царских вратах", о красивых иконах, усыпанных драгоценными камнями. Варвара Захаровна Притис и Таисья Алексеевна Пешкова рассказали о том, что накануне Пасхи около церкви стояла деревянная пушка, изготовленная крестьянином с. Олхи Алексеев Ефимовичем Постниковым, которая стреляла в поночь, а звон колоколов был слышен по всей деревни, и жители собирались на всенощное служение. Вокруг церкви были настелены тротуары, здание утопало в зелени елей, в белоснежной вуали цветов черёмухи и дикой яблони. Справа от входа находилось церковное кладбище, где хоронили богатых и знатных людей села.
В Клировых ведомостях существует "Памятная запись": "11 октября 1900 года Олхинскую церковь посетил Тихон архиепископ Иркутский и Верхоленский и слушал молебен".
После революции в связи с отделением церкви от государства происходило закрытие церквей. В 1936 году последнему церковнослужителю Иерею Иерофеевичу Батурину пришлось "добровольно" отказаться от службы, и церковь была закрыта по причине "антисоветского влияния на неграмотное население, что мешало перестройке села на социалистический лад". В этом же году церковное здание разорили, сняли колокола и перенесли из центра села, где оно стояло на месте ныне существующего продовольственного магазина по улице Советской, и установили на улице Майской под № 9. В настоящее время в здании размещён фельдшерский пункт, а алтарную часть занимает жилое помещение семьи Стерховых.
Строя новые храмы, возрождая православную культуру, важно знать и помнить о деяниях своих предков и беречь чудом сохранившиеся памятники истории и архитектуры нашего района.
|
|
|