Новости
Шелехов ТВ
Афиша
Спорт
Кратко о городе
Фотогалерея
Как отдохнуть?
Справочник
Форум
Объявления
Ссылки

"Вещи окрестных посёлков рассказывают..."

Отмечая пятилетие района, мы не забываем, что история населённых пунктов, расположенных к востоку от Иркутска, уходит вглубь трёх веков. Дороги, тропы к Байкалу вели людей через нашу Малую Родину.
Большая часть первопроходцев, тех, кто осваивал Сибирь, были люди смелые, рискованные, предприимчивые. Это казаки, служилые люди, охотники, землепашцы и преступники. Декабрист Александр Николаевич Сутгоф, живший в Введенщине, писал "Как страна ссылки Иркутская земля снисходительно принимала всех без разбора. Когда ссыльный вступал в её границы, его не спрашивали, за что и почему… От него требовалось только, чтобы на своём месте он вёл себя хорошо, чтобы трудился прилежно. В таком случае после нескольких лет ожидало его не только довольство, но и даже богатство и уважение людей". Вольная жизнь на вольной земле, настойчивость, трудолюбие позволят за 7-10 лет создать подворье, распахать землю, обустроить быт.
Быт, окружающие человека вещи составляют основу культуры, оказывают влияние на формирование характера, в данном случае - на формирование сибирского характера…
Поселения возникали на промысловых путях, жались к городам. Но в любом случае поселение стояло рядом с речкой или озером. А потому берега Иркута богаты сёлами. О быте окрестных сёл рассказывают экспонаты нашего школьного музея. Прибывают они сюда вот уже скоро 30 лет, из походов, поездок, подарков от посетителей, из сундуков старожилов. А что-то создаётся по макетам. И всё рассказывает о жизни.
Главное в жизни людей - жилище. Дом сибирского поселянина - изба с печью, топилась которая до конца 18 века по-чёрному, без трубы. Внутри - лавки, над печью полати, стол с решётками внизу. Зимой здесь держали кур, маленьких телят. В 19 веке изба превращалась в дом с расписными ставнями с наличниками. Над окнами крепилась полка, где размещалась деревянная, глиняная, берестяная посуда. В правом углу - божница с иконами. Одежду хранили в сундуках. Здесь же стояла прялка с куделью и веретеном. В некоторых избах можно увидеть ткацкий станок, из-под которого выходили скатерти, полотенца или просто холст. Приспосабливались холст и одежду гладить. У нас в музее есть экспозиция "от деревянного валька до электрического утюга": на круглый стержень наматывалась вещь для глажения и крутилась под ударами зубчатого валька, пока не исчезали морщинки. Только в 19 веке появляется металлический утюг-пресс, затем более изящный утюг-угольник, который прочно занимал место в Сибири до 40-х годов 20 века, когда появился электрический утюг. Таким же образом экспозиция показывает свет в доме - путь его от лучины к свечке - затем керосиновая лампа семи-десяти линейная - в богатых домах подвесная сорокалинейная и наконец - электрическая.
Говоря о быте, нельзя умолчать об одежде, обуви, пище. Повседневная верхняя одежда сибиряков - курма, позднее её сменила обыкновенная наша телогрейка. Для тепла зимой носили из овчины или собачины, зайчатины - душегрейку. Женщины носили сарафаны домашние и праздничные, украшенные вышивками, блестящими предметами. Носили облегающую кофту на пуговицах, с пышными рюшами под грудью. Называли такой костюм казачком. По-видимому, с 17 века, когда казачество стало продвигаться от Урала до Иркутска, завезён и обычай их одежду называть казачком. Мужчины носили порты (штаны), собранные сверху на шнурок. Поверх надевалась рубаха полотняная, как правило, белая, расшитая по воротнику и рукавам цветными нитками. Ворот рубахи круглый с резервом. Рубаху подпоясывали ремнём или поясом так, чтобы выделялся живот. Большой живот мужчины был признаком солидности и достатка. На ногах носили кожаные мягкие сапоги - здесь их называли ичигами. Они напоминали обувь, которую здесь до русских поселений носили буряты - это унты. Женщины носили кожаную обувь без голенищ, частью из крашеного полотна. Женщины носили кожаную обувь без голенищ, её называли - чирки. Подкладывали стельку из травы или сухого сена, длинными шерстяными шнурками опоясывали ногу. В начале 20 века прибыли сюда, особенно в Баклаши, Введенщину, Шаманку много новых поселенцев в связи с земельной реформой Петра Аркадьевича Столыпина. Они привезли новый вид обуви - лапти, плетённые из деревянных волокон. Старожилы, чётко выделяя себя от прибывшей бедноты, называли их "лапотошниками". Скоро эта обувь заменялась чирками, унтами, ичигами, а лапти складывались в сараях и нашли место в музеях. Вся обувь кроилась и шилась на одну ногу, а потом разнашивали на правую и левую.
Главной пищей был хлеб. Готовили тесто до выпечки в деревянной круглой чаше. Особое место занимали пироги с рыбой, луком, капустой, грибами. Пекли блины, делали пельмени, лапшу. Госпожой стола была каша: овсяная, ячменная, пшённая. Из овсяной муки готовили толокно, варили кисели. Соблюдали постные дни, а их было более 200. Ели в эти дни растительную пищу. Из капусты и свеклы варили хлебово. Густая еда готовилась из репы, капусты, моркови, бобов, гороха, редьки. Приправа - чеснок и перец. Главный напиток - квас, реже медовый. Мята, зверобой, ревень, можжевельник, лист берёзы и разная ягода были лечебными. Первая лечебная практика в округе Иркутска связана с именем декабриста Вольфе. Он имел негласных учеников.



Автор: Боровик Анна, шк. №6, класс 9 Руководитель Е. К. Папко



Hosted by uCoz