Новости
Шелехов ТВ
Афиша
Спорт
Кратко о городе
Фотогалерея
Как отдохнуть?
Справочник
Форум
Объявления
Ссылки

Исторические заметки по району. XVIII-XIX вв.

Интенсивное освоение Приангарья и заложение в XVII веке Иркутского острога явилось началом заселения долин многочисленных притоков реки Ангары. Расселяясь в местах, удобных для хлебопашества и сенокошения, русские оттесняли инородческое население вглубь береговых долин и в верховья рек. Так буряты, кочевавшие по реке Иркуту и занимавшиеся скотоводством, со временем переселились в Тункинскую долину.
Первоначально формою русского поселения являлось часто зимовьё, служившее как местом для зимних стоянок проезжих людей, так и для сбора ясака и наблюдения за объясаченными инородцами. Такие зимовья, удачно расположенные, превращались затем в слободы и деревни.
Росли и умножались заимки. Возникали они как по почину власти, селившей на известных местах "для пашни" крестьян и ссыльных, так и по почину вольных гулящих людей. Известно, что служилый человек Максим Перфильев, а затем его сын Иван имели недалеко от Иркутского острога свою заимку (ныне деревня Максимовщина, по Иркуту).
В отличие от европейской части России, монастыри в Сибири возникают уже возле населённых пунктов. В собственность монастырей приписывались многочисленные плодородные земли, на которых селились монастырские крестьяне. Таким образом, со второй половины XVII века Иркутский Вознесенский мужской монастырь, получивший права владения землями по рекам Иркуту и Белой, основывает Верх-Иркутскую заимку - Введенскую слободу и Баклашинскую деревню.
Пашенные крестьяне монастыря занимались возделыванием ржи, овса, пшеницы, конопли, ячменя, гороха и сенокошением. Имелась при той заимке мельница, конный табун и крупнорогатый скот.
В Введенской слободе насчитывалось в 1755 году 13 дворов монастырских крестьян - Плотниковых, Сверловых, Кайносовых, Кичигиных, Блиновых, Баских, Богатырёвых, Соболевых, и в Баклашинской деревне 9 - Соколовых, Лапшиных, Рычковых, Сверловых, Окованцовых и т.д.
Все они выполняли монастырские послушания и занимались нелёгким земледельческим хозяйством.
Управление монастырскими поселениями производилось, с одной стороны, мирским старостой из селян, решавшим хозяйственные дела, и с другой стороны, церковнослужителями, исполнявшими духовные требы. Почти до конца XIX века в селениях не было образовательных учреждений, население в основном было неграмотным и церковь занимала положение культурного центра села.
В 1764 году, после секуляризации церковных и монастырских земель, Вознесенский мужской монастырь лишился многих плодородных угодий, а монастырские крестьяне перешли в разряд государственных. Первоначально управление сёлами нашего района производилось Жилкинским волостным правлением, а затем Смоленским. Однако долгое время сохранялась экономическая взаимосвязь монастыря и крестьян, которые поступали в монастырь штатными служителями, поставляли на его нужды круглый сосновый лес, междумачтовые плахи, известь.
Интенсивному хозяйственному и промышленному развитию района в XIX веке послужили строительство Кругоморского тракта и коммерческий интерес иркутских предпринимателей.
Так, в начале XIX века возникла Мотская деревня и Большеглубоковская станция.
Увеличение числа жителей происходило как путём естественного прироста, так и за счёт казачьего населения и ссыльнопоселенцев. По данным 1841 года, население составляло в Введенской слободе в 74 дворах 423 жителя, в Баклашах в 28 дворах - 186, в Акинино в 10 дворах - 61, в Олхе в 51 дворе - 356, в Мотах в 19 дворах - 142. К началу XX века население района увеличилось вдвое.
Разные по величине сёла, но одинаковые по промыслам, с преобладанием земледелия, скотоводства, лесного и известкового промысла.
В XIX веке в сельском хозяйстве были развиты 2-х и 3-х польные системы земледелия. Часть полей оставалась под парами, часть зесевалась озимыми, одновременно разрабатывались и новые участки. До сих пор старожилы помнят удивительный обряд: на праздник Святого Николая молодые девушки носили вдоль полей икону Матери Пресвятой Богородицы, передавая из селения в селение, тем самым стараясь оградить будущий урожай от засухи и непогоды.
С незапамятных времён в Введенщине и Олхе были построены мукомольные мельницы. Первая находилась по Баушевскому ключу за р. Иркутом на выселке. Она принадлежала иркутскому купцу Василию Ивановичу Баушеву, а впоследствии передавалась по наследству.
До сих пор в с. Олха сохранился разрушенный мостик как напоминание о мельнице, которая обслуживала жителей близлежащих сёл. На ней молотили зерно и делали конопляное масло.
Мельница принадлежала сельскому обществу и сдавалась на оброчное содержание. Так, в 1883 году мельничное заведение было взято в аренду сроком на 10 лет мещанином города Варшавы, Антоном Степановичем Ястшинским. Впоследствии, по словам старожилов, перешла в ведение казака Холкина, а после к крестьянину Максиму Чистофорову.
Почти в каждом селе был свой хлебозапасный магазин, своя кузница, пожарный обоз, мелочные лавки, питейные заведения. В притрактовых сёлах имелись почтовые станции.
XIX век отмечен в истории района как время развития небольших промышленных заведений.
На основе залежей известняковых пород в районе рек Иркута и Олхи производилась добыча извести, необходимой для строившегося и развивающегося города Иркутска.
На олхинских известковых горах в XIX веке велась разработка четырёх карьеров:

  • гидравлическое известковое заведение горного инженера майора Огонь Догоновского;

  • известковое заведение иркутского мещанина Ивана Баженова;

  • известковое заведение иркутского временного 2 гильдии купца Степана Могилёва;

  • известковое заведение иркутского мещанина Гаврила Могилёва.

  • С развитием в районе транспортного сообщения, наличие мукомольных и лесопильных механизмов повлекло за собой создание сопутствующих производств. В 80-х годах XIX века было основано дёгтярное производство. В двух верстах от Введенщины в местности "смородиновой" работал дёгтярный завод иркутского мещанина Михаила Розенберга, а в двух верстах от Баклашей в сторону Введенского селения в левой стороне дороги - завод дворянина Рохлинского. Дегтярное производство было основано на березовой коре, а дёготь использовался как смазочный материал.
    В районе деревни Моты был скипидарный завод иркутского мещанина Павла Борисовича Мичурина, что находился в 4-х верстах от селения по ключу Широкопадскому (с 1887г.). Подобное производство было и в селении Олхинском.
    Когда-то Олха была полноводной рекой, по которой сплавляли лес. Олхинские крестьяне заготавливали лес в пади Безымянной и в Кюкюрте. По р. Иркуту лес плавили жители сёл Мот, Введенщины, Баклашей, Акинино. Введенские рубили лес в пади "Кабаньей", мотские - в Шаманском урочище, Подпорожном, Осиновом и в Тункинской пади.
    Многие жители сёл занимались рыболовством и охотой. Благо леса были богаты дичью и ягодой, а реки - рыбой.
    Много произошло перемен, но до сих пор старожилы вспоминают былые времена. А сама история на века осталась в названиях местностей - Баушево, Баженовские печи, Шаманка.



    Автор: Зырянова М. Ю.



    Hosted by uCoz