Новости
Шелехов ТВ
Афиша
Спорт
Кратко о городе
Фотогалерея
Как отдохнуть?
Справочник
Форум
Объявления
Ссылки

"Строители нашего города"

Идёшь по нашему городу, красота! Воздух наполнен весенними ароматами, всюду деревья с набухающими почками, щебечут птички. Во дворах шумно играют ребятишки. И всё это заставляет нас задуматься - как же строился наш город?
9 июня 1953 года началась великая стройка. Город наш начинал строиться, можно сказать, с палаточного городка.
Одна из ярчайших страниц в истории Шелехова - патриотический подвиг тысячи орловских комсомольцев, приехавших по зову партии в Сибирь на сооружение алюминиевого завода и города. Было трудно, не хватало жилья. Юноши и девушки разместились в палатках. Молодые строители не унывали, не падали духом, работали, как правило, по-ударному, с энтузиазмом строили новый город. Одним из первых строителей была моя бабушка Мосалова Васса Филипповна. Родилась она в 1932 году в рыбацком посёлке на берегу Байкала. Детство её было трудное, так как кроме неё в семье было ещё шесть ребятишек. Отец умер, когда она была ещё девчонкой. По зову партии она приехала в Шелехов в 1954 году.
Первые её мысли, когда она попала на место будущего города, были: "Боже мой! Куда я попала?". Кругом леса. На лесных полянах полно цветов, ягод. Осенью кругом росли грибы. Земля была плодородной, на маленьких огородиках строителей росло всё. Воздух был чистый, без примесей дыма. Жила в бараке возле будущего "Строителя". Там же находилась большая водонапорная башня, откуда качали воду для строителей.
До 1954 года был всего один железнодорожный путь и переезд. Здание вокзала заменял деревянный барак. Новый вокзал был построен только в 80-х годах. Возле железнодорожного магазина стояла воинская часть, которая строила железную дорогу. С питанием было плохо, хлеба не хватало. Чтобы отправить письмо родным, приходилось ходить на ближайшую почту в Баклаши.
Валя (как все её называют) работала на железной дороге и была её строителем. Также она разгружала грузы, которые приходили для стройки.
2 мая 1956 года в Смоленщине произошла крупная железнодорожная авария. При таянии снега весной произошла усадка рельсов и их расщепление. В результате чего поезд сошёл с рельсов. Грузом этого состава были цистерны с горючим для тракторов. Произошёл взрыв. Цистерны с горючим горели более суток. Это единственная авария за годы работы Вали железнодорожником на станции Гончарово. После аварии на железной дороге были поставлены блокпосты, которые убрали, когда началось строительства БАМа.
Когда строилась школа №1, на глубине около пяти метров нашли останки мамонта. На площади, возле будущего магазина "Улыбка", стоял барак, который служил строителям больницей. Только в 1974 году построили кирпичную больницу.
Шелехов развивался не стихийно, а по генеральному проекту 1959 года. До 1962 года город в основном развивался к востоку от железнодорожной магистрали и к северу от Култукского тракта. Восточный район в основном застраивался двухэтажными домами квартирного типа и общежитиями. Потом началось строительство трёх- и четырёхэтажных кирпичных и крупнопанельных домов квартальной планировки.
Центральная часть Шелехова построена компактно. Здесь сформировался городской центр, в котором зарезервированы участки под девяти- и двенадцатиэтажные здания.
Своеобразными по своему архитектурному исполнению стали здания Дома Советов и Дворца культуры "Металлург". Северная часть города была отведена под строительство индивидуальных домов. В 1969 году началось строительство первого микрорайона.
А в 1971 году за ударный труд Валю заселили в новый, только что построенный дом №20 в первом микрорайоне.
В 1975 году строятся Чистые Ключи. В 1976 году открылась школа №4, где учились два её сына.
Муж Вали тоже был строителем нашего города. До самой пенсии проработала баба Валя на железной дороге. Много сил отдала, таская на плечах тяжёлый молот. Была награждена многими грамотами, премиями. Сейчас они с мужем на пенсии, нянчат внуков.



Автор: Елена Черкашина



Hosted by uCoz